В 8 классе прошел классный час, посвященный Дню памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества.
В больших городах и маленьких поселках России стоят памятники погибшим воинам-интернационалистам. Приняв героическую смерть на чужой земле, они вернулись домой и навечно стали символом верности воинскому долг.
Беседа посвящена вывода советских войск из Афганистана. С именем Игоря Ляховича заочно знакомы многие "афганцы". Так уж устроена человеческая память, что из причастных к любому событию людей прочно фиксируются в ней имена лишь тех, кто был первым или стал последним его участником. Игорь Ляхович - один из последних солдат ограниченного контингента, погибших "за речкой" в боевой обстановке. Его смерть как бы поставила точку в ряду солдат - жертв необъявленной войны. Было это 7 февраля 1989 года. До окончательного вывода контингента на Родину оставалось чуть больше недели.
Второй батальон парашютно-десантного полка карабкался на Саланг, к перевалу. В колонне бронетехники шла и БМП N 427. Гроздь прижавшихся друг к другу солдат в "брониках" облепила ее башню. Сзади сидели Андрей Ланшенков, Сергей Протапенко и Игорь Ляхович. Здесь то и застала пуля Игоря Ляховича.
К 427-й подбежал ротный. Тряхнул Ляховича за плечи, заорал водителю:
- Включай фары! Посмотрим, где его зацепило.
Солдата аккуратно спустили с брони, положили прямо на дорогу, в желтый круг электрического света. Красная змейка крови заскользила по льду к обочине.
Два солдата быстро отрезали рукав бушлата. Санинструктор тут же вколол в начавшую остывать руку промедол, ловко перетянул ее резиновым жгутом.
- Все, - махнул рукой. - Шейные позвонки перебиты, перелом основания черепа, кровоизлияние в мозг. Все.Ляховичу закрыли глаза, завернули в одеяло. Вокруг БМП с телом Сапера молча стояли солдаты. Никто из них, конечно, не хотел стать последней жертвой афганской войны... Родился и вырос Игорь Ляхович в городе Донецке, Ростовской области. "Афганец" Евгений Бунтов на смерть Игоря Ляховича сразу, в том же горьком феврале 1989-го, откликнулся такими поэтическими строками:
Как жить хотелось нам с тобой!
В надежде озарялись лица...
Колонна, как в последний бой,
Рванула в сторону границы.
И вдруг ударил автомат,
Швырнув свинец со скал разбитых...
Хоть я ни в чем не виноват,
Я стал последним из убит.
|