Как перебраться с одного берега на другой? Ведь такая проблема нередко встает перед туристом в походе. Конечно, лучше всего — на лодке, катере или пароме. А если местность необитаема, можно использовать подручные средства — бревно, пустую бочку или автомобильную камеру. Правда, такие предметы на берегу не валяются. Да и специальные личные плавсредства - спасательные круги, пояса, нагрудники — «сухопутные» туристы, как правило, с собой не носят. Словом, положеньице!.. А переправа вплавь — штука опасная. Как быть?
Очень
простое и довольно надежное плавсредство можно соорудить за 2—3
минуты, если заранее захватить из дому 4—8 надувных шариков.
Понадобятся еще... брюки. Свяжите брючины крепким узлом. Затем шарики
слегка (для запаса прочности) надуйте и уложите в брючины. Затем
наденьте брюки на шею «вверх ногами», а ремешок закрепите к поясу.
Получится, официально говоря, спасательный нагрудник с большим числом
автономных секций. Они надежно удержат вас в воде.
Шарики
весят совсем немного — 20—40 граммов, в сдутом виде компактны, вы
ничем не отяготите себя в походе. Если же на брюках нет ремешка, можно
заменить его бечевкой, бинтом, на худой конец, проволокой.
— Ну, хорошо, сами мы переправились, — скажете вы, — а как с поклажей?
Для
перевозки рюкзаков и снаряжения, советует Дима Кулаков из Челябинска,
можно смастерить из подручных материалов небольшой плотик или подобие
перуанской лодки.
Плот собирают из нескольких сухих бревен (ели, лиственницы) диаметром 20—30 см неподалеку от берега, чтобы легче перенести к воде. Очистив стволы от ветвей,
на концах делают зарубки и, тщательно скрепив поперечными
перекладинами, связывают веревкой или гибкой лозой. Для «перуанской»
лодки понадобится камыш или тростник. Стебли срезают длиной два-три
метра и крепят веревкой, образовав сначала три отдельных снопа, которые
затем с одного конца хорошенько стягивают друг с другом. Далее снопы
перетягиваются веревкой в нескольких местах так, чтобы образовались очертания лодки.
Если
речка не очень велика, можно воспользоваться бродом. Искать его следует
на широких участках, где разлившаяся вода обычно не столь глубока.
Помните, направление брода редко идет по прямой. Чаще приходится
пересекать реку наискосок. Искать продолжение пути надо не на ощупь, а
следя за водой. Где она светлее, там и мельче. Рябь на поверхности —
тоже признак мелководья. Подсказывает брод и характер берегов — у
крутого река глубже, у пологого — мельче.
Конечно,
наши советы рассчитаны на небольшие, спокойные и неширокие равнинные
реки средней полосы. А если на вашем пути встретится река, подобная
Волге или Каме, лучше поискать, где поблизости есть переправа. У горных
же рек свои премудрости...
С. ТИШИН и Н. ЛЕОНИДОВ. Из журнала «Юный техник» №5 1991г.
|