В 1922 году советский изобретатель К. К. Косминд-Юшенко предложил конструкцию игрушечной лодочки с необычным реактивным двигателем. Взгляните на верхний рисунок. Изогнутая трубка, открытая с двух концов, вделана в дно лодки. Это и есть двигатель. Нижнее отверстие трубки сообщается с бассейном. Поэтому средний, горизонтальный участок, находящийся чуть ниже уровня воды, всегда заполнен. Если его подогреть, образуется пар, который, вырываясь из отверстия трубы, создаст реактивную тягу...
В чем же новизна? А в том, что теперь не надо грузить на борт рабочее тело. Его полно вокруг — успевай забирать! Преимущество новой схемы вы, несомненно, оцените, построив лодочку самостоятельно.
Хороший двигатель для нашей модели получится из медной трубки диаметром 4— 6 мм.
Саму лодочку лучше сделать из жести, а двигатель впаять в отверстие,
проделанное в дне. Чтобы он лучше работал, нижнее входное отверстие
запаяйте жестяным кружком, а затем проделайте в нем отверстие. Его диаметр должен быть примерно в 6 раз меньше, чем выходное отверстие двигателя. Более точные размеры подскажет эксперимент. И еще очень важное условие. Входное отверстие должно находиться под водой на глубине примерно 5 см, а горизонтальный участок чуть ниже ее уровня.
В таком виде лодка годится для игр в тихом пруду или в ванне. Топливом для нее может служить «сухой спирт» или огарок свечи. Но двигатель в принципе позволяет получать и очень высокие скорости. Возможный вариант скоростной модели приведен на нижнем рисунке.
Главное в ней — изогнутая труба двигателя (1), показанная в разрезе. Она имеет поперечное сечение особой формы. Набегающая при движении лодки вода, проходя через плавно очерченное входное отверстие, замедляет скорость, тем самым повышается напор. Благодаря чему в трубе можно получить пар высокого давления и температуры. Вытекая почти со сверхзвуковой скоростью, он и создает значительную тягу.
Но надо еще предусмотреть, чтобы на выходе поперечное сечение трубы вначале уменьшалось, а затем плавно расширялось, как в соплах паровых турбин. Иначе сверхзвуковой скорости не добиться.
Весь двигатель размещен внутри топки и ее дымовой трубы (2). Струя пара подсасывает находящиеся в трубе продукты сгорания, и в топке возникает мощная тяга. Это позволяет сжигать топливо с большой скоростью. Ведь такому двигателю нужно много тепла.
А потому лучше всего подойдет для топки горелка от примуса или паяльная лампа.
А. ИЛЬИН Из журнала «Юный техник» №3 1991 год.
|