«Готовь сани летом...» — говорит пословица. Но бывают сани, которые строят только зимой, например, в Якутии для перевозки чумов.
Полоски шкур, покрывающие жилища, размачивают в воде и «начиняют» разрезанными вдоль рыбинами длиной 50—60 сантиметров. Полученные свертки связывают сухожилиями животных, а швы и нижнюю часть промазывают особой замазкой. Она делается из мха, смешанного со снегом. Мох откапывают с помощью специальной лопатки. Если слой замазки залить водой, после замерзания образуется полированная скользящая поверхность. Полозья готовы. Их связывают с помощью обрезков оленьих рогов, на полученную раму устанавливают вырезанные из плотного снега сиденья, и можно отправляться в путь...
Как видите, для традиционных якутских саней не требуется никаких дефицитных материалов. За морозом, снегом и мхом на Севере дело не станет, а кости, шкуры и рыба у оленеводов океанского побережья всегда найдутся. С наступлением же весны оттаявшую шкуру можно снова пустить на чум, а завернутую в нее рыбу — съесть.
Ну а как быть нам, когда ничего подобного под рукой нет? Оказывается, у нас есть выход. Для групповых нарт, которые приходится делать зимой туристам, материалом для рамы служат деревянные жердочки(2), а в качестве полозьев используют обыкновенные лыжи(1). Жердочки (2) связывают между собой с помощью веревок(4). Иногда для большей прочности вязки используют небольшие палочки-закрутки. Диаметр такой палочки — 1,5—2 см, а длина — 10—15. Один ее конец подсовывают под перекрестье веревок, а другой, закрутив, неподвижно привязывают к жердочке. Рама будет прочнее, если под жердочками вырезать небольшие углубления или подложить упругие резиновые прокладки.
Решетчатую платформу устанавливают на лыжи и фиксируют в трех местах: веревками(4) возле лыжных мысков и креплений(3) и шурупами(5) на их концах. Остается постелить на раму лапник, укрепить его, и дело можно считать завершенным. Такие сани могут оказаться полезными и для перевозки грузов, и просто для катания с горок.
А. АНТОНОВ. Из журнала «Юный техник» №11 1991г.
|