Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0
|
Каталог статей
Отсутствие познавательных интересов
Эта
жалоба редко встречается в начале школьного обучения. Однако уже
ко второму году обучения учебная мотивация и познавательные интересы
снижаются у весьма многих детей. Разумеется, виноваты в этом не
дети, а взрослые, создающие вокруг учебы атмосферу принудительности
и безрадостности.
В этих случаях основная линия рекомендаций - разнообразные техники
совместных занятий детей и взрослых, включающие познавательные элементы.
Если в результате психологического обследования ребенка обнаруживается
полное отсутствие у него познавательной направленности, то можно
предположить, что взрослые никогда не вели с ним совместных познавательных
занятий, а за этим часто скрывается отсутствие познавательных ценностей
в семье. Однако если консультанту удается убедить родителей, что
развитие познавательных интересов - это основное средство помощи
их ребенку, то взрослые хотя бы на некоторое время могут "симулировать"
отсутствующий у них самих познавательный интерес (например, живо
заинтересоваться процессом роста растений и начать проводить совместно
с ребенком соответствующие эксперименты).
Причина отсутствия познавательных интересов у ребенка бывает и обратной:
родители, чересчур озабоченные его развитием, слишком рано и в неподходящих
формах начинают "напичкивать" его знаниями, учить читать,
писать и считать.
Педагогически безграмотное обучение может прочно отбить у ребенка
желание заниматься любыми подобными вещами. Выход в этом случае
тот же: совместные занятия с познавательной
направленностью, а не одностороннее обучение с позиции
учителя, "вдалбливающего" знания нерадивому ученику.
Простейшие варианты совместных познавательных занятий с ребенком
- это, например, наблюдение за прорастающими растениями (очень удобный
и доступный объект для таких наблюдений - фасоль); фиксация изменений
в природе, когда с ранней весны до поздней осени ребенок вместе
с родителями, гуляя по ближайшему лесу, определяет по простейшему
школьному определителю растения и записывает, какие новые виды цветов
появляются каждую неделю; попытки самостоятельного прогноза погоды
в соответствии с известными приметами, которые ребенок вместе с
родителями отыщет в календаре природы; рассматривание разных мелочей
в микроскоп; наблюдения за домашними животными с обязательными записями
своих открытий; опыты с набором "Юный химик". Занятие
(или несколько занятий) из предложенного набора или какое-либо самостоятельно
изобретенное с учетом конкретных семейных условий становится первым
мостиком, ведущим к восстановлению учебной мотивации.
Какой-либо кружок с познавательной направленностью
может помочь взрослым компенсировать домашний дефицит познавательных
ценностей. Особенно удачно, если в кружок ребенка введет кто-нибудь
из более старших ребят, уже увлеченных астрономией, компьютерами,
историей или насекомыми. Но совместные познавательные занятия должны
носить характер вовлечения одного ребенка в сферу интересов другого,
а не обычного "подтягивания" отстающего, скажем, по математике.
Значимость общения со старшим ребенком может оказаться условием
"запуска" познавательных мотивов. Местом совместных занятий
детей не обязательно должен быть кружок; дома родители могут устраивать
для детей нечто вроде "клуба по интересам", в котором
сами принимают посильное участие.
|
Категория: советы родителям | Добавил: Ribka (01.10.2010) |
Просмотров: 1067
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|
| | |